Главный среднеазиатский прагматик будет править до 2040 года
Что может дать России многовекторный Узбекистан
Действующий глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев победил на досрочных президентских выборах, набрав 87,05% голосов. По данным республиканской ЦИК, итоговая явка составила 79,8%, или 15,6 миллиона граждан. На предыдущих выборах, в 2021 году, Мирзиёев получил 80,31% при 80,04% проголосовавших.
Президентскую кампанию в Узбекистане решили проводить досрочно после внесения в конституцию поправок, предусматривающих продление полномочий президента с пяти до семи лет. Так что, эпоха Мирзиёева — надолго? Ждать изменений в российско-узбекистанских отношениях?
— Нынешний официальный результат Шавката Мирзиеева превысил его показатели по итогам кампании 2021 года, хотя и чуть ниже, чем в 2016-м, когда он баллотировался на первый президентский срок после смерти предыдущего главы государства Ислама Каримова, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. — Безусловно, никто не ждал от этих выборов сюрпризов. По сути, это был референдум о доверии действующему главе государства. Здесь можно провести параллели с Казахстаном. Там в 2022 году сначала прошел референдум по внесению изменений в конституцию (в соответствии с которыми, в частности, президентский срок также был увеличен до 7 лет), а затем — досрочные выборы, по итогам которых Касым-Жомарт Токаев подтвердил свои полномочия. Только в Казахстане поправки исключают право на переизбрание для действующего главы государства. А в Узбекистане по итогам изменений в Основном законе Мирзиёев может выдвигаться еще дважды. Отмечу, что в соответствии с прежней редакцией конституции его полномочия истекли бы в 2026 году и переизбираться на новый, третий срок президент уже не имел права.
Как показывает мировой опыт, такое сочетание мер (внесение комплекса изменений в конституцию плюс досрочные выборы главы государства с его переизбранием на новый срок) реализуется, чтобы укрепить позиции президента во взаимоотношениях как с элитами внутри страны, так и с международными партнерами. Опять же вспомним Казахстан, где исправление Основного закона и досрочные выборы состоялись после внутриполитической дестабилизации — «январских событий».
«СП»: У нас с Узбекистаном сейчас ровные отношения. Тем не менее, он многовекторен…
— Вашингтон по-прежнему проявляет активный интерес к региону. Отметим, например, центральноазиатское турне госсекретаря США Энтони Блинкена несколько месяцев назад, в ходе которого он посещал и Ташкент. Сейчас руководство Узбекистана развивает сотрудничество и с другими государствами, находящимися в проблемных отношениях с США — отметим хотя бы визит Шавката Мирзиеева в Иран. Но, понятно, что Ташкент будет осторожно вести себя с Москвой в условиях напряженности между Россией и западными игроками.
«СП»: Кстати, в последнее время постоянно говорится о возможности присоединения Узбекистана к ОДКБ и ЕАЭС. Произойдет ли это?
— Узбекистан, как известно, приостановил членство в ОДКБ в 2012 году и в обозримом будущем маловероятно, что он вернется в этот военный блок. Тем не менее, ОДКБ стремится активизировать сотрудничество с Ташкентом — например, по противодействию рискам в сфере безопасности, связанным с Афганистаном.
В ЕАЭС Узбекистан в 2020 году получил статус наблюдателя. Но стоит отметить, что в условиях противостояния России и западных держав Ташкент, скорее, будет следовать осторожной тактике во взаимоотношениях с этой организацией, развивая сотрудничество, но не форсируя вступление в ее ряды.
«СП»: Какие у Москвы средства влияния на Ташкент? Гастарбайтеры в России? Денежные вливания?
— Понятно, что в Россию едут трудовые мигранты из Узбекистана. Кроме того, наша страна входит в число его ключевых торговых партнеров (наряду с КНР и Казахстаном), получая оттуда, скажем, текстиль и сельхозпродукцию. Но, с другой стороны, для Москвы сейчас особенно важно сохранять, как минимум, нейтрально-благожелательные отношения с партнерами на постсоветском пространстве. Поэтому Россия, скорее, будет придерживаться осторожного подхода, в том числе и с Ташкентом.
«СП»: Чем нам интересен и полезен Узбекистан с экономической и военно-политической точек зрения? Как чувствует себя там российский бизнес? Есть ли перспективы на углубление сотрудничества?
— Можно отметить, что Узбекистан, например, обладает существенными углеводородными ресурсами. В январе сообщалось, что за этот год страна планирует добыть 56,3 млрд кубометров природного газа. Кроме того, экономические амбиции Ташкента предполагают планы строительства АЭС — об интересе к проекту заявлял «Росатом». Поэтому перспективные направления для сотрудничества, конечно, есть.
«СП»: Какие у Узбекистана отношения с ближайшими соседями? Чем Россия тут может посодействовать? И как насчет обеспечения безопасности? Афганистан же рядом…
— Ташкент и Астана сейчас стремятся развивать, скорее, прагматичное взаимодействие. Отметим, что Узбекистан стал третьей страной (после России и Франции), которую Касым-Жомарт Токаев посетил в конце 2022 года после переизбрания на новый срок. В частности, в ходе данного визита были подписаны соглашения о союзнических отношениях и демаркации госграницы.
Россия, в какой-то мере, тоже влияет на взаимодействие Астаны и Ташкента, например, предлагая им совместные проекты — вспомним про идею «тройственного газового союза», о котором Владимир Путин говорил осенью 2022 года. А на полях Петербургского экономического форума-2023, как известно, было подписано соглашение о поставках в Узбекистан российского газа через территорию Казахстана.
— Результат Мирзиеева, безусловно, впечатляющий, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Это означает безоговорочную поддержку его курса и отсутствие альтернативы. С другой стороны, госаппарат тотально контролирует подсчет голосов и организацию самих выборов. Поэтому даже если бы в Узбекистане была оппозиция, то она, скорее всего, не только бы не получила регистрации на выборах, но даже не решилась бы заикнуться об этом.
Причина же досрочных выборов проста — Мирзиеев пошел по пути Владимира Путина в 2020-м: обнулил первые два президентских срока. Теперь, после внесения изменений в конституцию, нынешний глава государства может оставаться на своем посту до 2040 года.
«СП»: Узбекистан, кажется, демонстрирует лояльность России — это надолго? Или опять до смены конъюнктуры, как это было с постоянным входом и выходом из ОДКБ, дружбой и ссорой с США…
— Узбекистан демонстрирует лояльность в обмен на колоссальные объемы инвестиций от РФ, а также на прием сотен тысяч гастарбайтеров из этой страны. Это просто прагматичная политика. Идеологически в куда большей степени Узбекистан тяготеет к Турции и Китаю.
«СП»: Есть ли у России какие-либо рычаги влияния на Узбекистан?
— У Москвы нет никаких рычагов влияния на Ташкент, кроме того традиционного способа, который российская власть использует как единственный уже 30 лет — покупать лояльность. Москва тупо проплачивает свои «хотелки». Ни идеологически, ни политически российские дипломаты сегодня работать не в состоянии. Таковы последствия либерального вируса, заразившего российские элиты.
«СП»: Узбекистан интересен нам в плане экономики?
— Узбекистан очень активен в формате межрегионального сотрудничества, и сегодня там действуют более тысячи совместных предприятий. Связано это с разделением труда. Узбекистан поставляет в российские регионы продукцию агромпрома, российские регионы — лес и пиломатериалы, топливо, оборудование и проч. По этой причине Ташкент заинтересован войти в ЕАЭС, чтобы экономить на пошлинах.
«СП»: Какие у Узбекистана отношения с ближайшими соседями?
— У Узбекистана сложились непростые отношения с Таджикистаном при Каримове. Сейчас они налажены. С Казахстаном и Киргизией эти отношения в последние годы ровные. В странах Центральной Азии у власти прагматичные политики.
«СП»: Как насчет влияния Китая? Насколько оно велико? Предстоит ли нам конкуренция с ним за Узбекистан?
— Китай рассматривает Узбекистан исключительно как транзитное государство — на пути в Туркменистан и далее через Каспий и Турцию в Европу. Посему он будет усиливать свое влияние на Ташкент. Но Мирзиеев проводит подчеркнуто многовекторную политику, играя на всех площадках и устанавливая долгосрочные связи и с Китаем, и с Индией, и с Пакистаном, и с Россией, и с Ираном, и с Турцией, демонстрируя, что все эти страны для него равны. При этом руководство Узбекистана не настроено на конфронтацию с ЕС и США.