Иран открывает для России «зерновую сделку-2»
Предложение Тегерана по созданию транспортного коридора для России нервирует Запад, и бесит Зеленского
Тегеран предложил Москве использовать иранскую территорию в качестве безопасного коридора для экспорта российского зерна в третьи страны. Об этом заявил заместитель министра экономики и финансов Ирана по вопросам экономической политики Сейед Али Роухани.
«Иран может не только импортировать зерно из России для удовлетворения собственных нужд, но и предоставить свою территорию в качестве коридора для экспорта российского зерна в третьи страны. Российская сторона может рассчитывать на Иран как на надежного и долгосрочного партнера», — сказал чиновник, отметив, что эту возможность Москва пока не использовала.
Как пояснил «Свободной Прессе» доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков, выгода Ирана от этого предложения очевидна — это очень большие доходы.
— Мы видим, как страны, которые обеспечивают российскую торговлю и параллельный импорт очень неплохо зарабатывают. Та же Турция, та же Армения, та же Грузия. То есть, это достаточно доходный бизнес, учитывая ограничения, которые есть у России со странами Запада.
Напомню, что Иран участвует в серьезных инфраструктурных транспортных проектах с нашей страной, поэтому, думаю, зерном дело не ограничится, просто зерно — яркая история. На мой взгляд, речь идет о более широком круге продукции. По большому счету, Иран хочет стать для России воротами на юг и юго-восток. И он может это реально сделать.
Взять, к примеру, транспортный коридор «Север — Юг», о котором много говорилось. Он как раз идет через Иран и является конкурентом инициированным Западом транспортным коридорам. «Север — Юг» развивается достаточно динамично, а Иран — один из ключевых игроков.
Сотрудничество России и Ирана сейчас гораздо шире, нежели только по зерну. Там и строительство железных дорог идет — максимально расширяется это направление, потому что дальше эта дорога идет в Индию, где есть к выход к морю. А это расширяет возможности для покупателей российской продукции.
«СП»: А России такие коридоры выгодны?
— Безусловно! Сейчас конкурентоспособность российской экономикм серьезно выросла. Кроме того, необходимо противодействовать санкциям, а при помощи такого коридора есть возможность избегать влияния рестрикций.
Логистика через новые маршруты растет, ее надо и дальше расширять. Кстати, это происходит в ущерб многим европейским странам. В последнее время трафик с Европой у нас падает, а ведь многие страны на транспортных возможностях с Россией зарабатывали, и зарабатывали неплохо. В частности, это прибалтийские страны — их порты сейчас, мягко говоря, не очень востребованы.
А страны, которые хотят сотрудничать, которые хотят оставаться в мировой повестке участниками больших экономических процессов, всегда будут в выигрыше.
«СП»: Из-за того, что возможности Запада сокращаются — не стоит ли ожидать Ирану и России каких-то новых санкционных ударов?
— На мой взгляд, основные санкционые элементы уже исчерпаны, поэтому ожидать каких-то новых рестрикций уже не нужно. Последние пакеты, по сути, дублируют друг друга, разве что добавляя все новых фигурантов — новых юридических лиц, или хозяйствующих субъектов.
Эта санкционная война, в принципе, уже окончательно завела в тупик страны Запада. Стало ясно, что на российскую экономику все эти ограничения не влияют не очень — по темпам развития мы сейчас в четыре раза обгоняем Евросоюз, и в 1,4 раза — Соединенные Штаты. Мне кажется, бессмысленность дальнейших ограничений уже очевидна и для Запада, в том числе.
А предложения Ирана очень хороши для экономики — очень сократится транспортное плечо. Транспортные возможности Ирана сокращают время поставок в Индию: чтобы не огибать Европу морским транспортом, можно напрямую, через Иран.
А ведь там еще и Китай, и Восточная Азия. А это огромные рынки с очень большим населением, где российская продукция очень востребована.