Кризис на рынке полупроводников: микропроблема в макромасштабе
Практически каждое электронное устройство в автомобиле — от сенсорных экранов до подогревов сидений, электрических стеклоподъемников и систем безопасности — управляется микрочипами, изготовленными из полупроводников.
Рыночный кризис, вызванный пандемией коронавируса, заставил автомобильные компании поначалу отказаться от ранее заказанных полупроводников. Когда продажи автомобилей начали расти, за ними пришлось стоять в очереди, которую заняли производители бытовой электроники, потому что спрос на них колоссально вырос из-за удаленной работы. Чтобы продолжать продавать автомобили, несмотря на дефицит полупроводников, большинство производителей были вынуждены отказаться от части оборудования. Например, на британском рынке компания Ford представила специальную версию комплектации Puma, которая беднее парктроником, системой удержания автомобиля в полосе или системой автоматического переключения света. Подобные проблемы имеют, в частности, Volvo, которая перестала предлагать на свои модели систему BLIS, т.е. систему, которая предупреждает об объектах в слепой зоне зеркал. С нехваткой полупроводников борются как производители премиальных, так и популярных моделей. BMW поставляет некоторые из своих автомобилей без проекционных дисплеев, в то время как у Mercedes нет индуктивных зарядных устройств или бесконтактного открывания багажника. Система контроля слепых зон больше не доступна в пакетах отделки Skódа. Проблемы есть даже у «Теслы», модели которой поставляются в том числе без портов USB-C.
Кризис на рынке полупроводников – 2023
Предполагается, что кризис может продлиться еще целый год. Особая проблема, вероятно, возникнет при производстве электромобилей, для которых требуется в два раза больше полупроводников, чем для автомобилей с обычным приводом. Из-за кризиса в первом полугодии 2021 года могло быть произведено всего на 4 миллиона автомобилей меньше.
Ограниченная доступность новых моделей, длительное время ожидания (до 7-8 месяцев) и растущие цены являются обычным явлением в большинстве польских автосалонов. Прогнозы на 2022 год пессимистичны. Цены на иностранные автомобили продолжат расти, до 15% дороже автомобилей популярных марок и даже до 25% премиальных марок.