Кино «Не постоянные». Сколько могут длиться санкции и как быстро их снимают От Апр 16, 2022 Reuters Против России сейчас введено больше санкций, чем против какой-либо другой страны, и пока давление только растёт. Чужой опыт показывает, что санкции могут длиться десятилетиями. Куба, например, живёт под американским эмбарго уже 60 лет, Иран под разными международными ограничениями — больше 40 лет. Это не значит, что и санкции против России окажутся «вечными». В недавнем интервью радио NPR госсекретарь США Энтони Блинкен как раз заявил, что антироссийские меры «не задуманы как постоянные». Что это значит и как быстро в принципе снимаются санкции? Могут ли отменить санкции, если их цель не достигнута Процессы снятия санкций с разных стран изучил в 2019 году Германский институт глобальных и региональных исследований (GIGA). По его данным начиная с 1990 года, из 292 случаев санкций, введённых США, ЕС, ООН и региональными организациями против 109 государств, было снято около 85%. При этом выявилась весьма удивительная вещь. Больше чем в половине случаев санкции снимались, хотя со стороны режимов, против которых они были направлены, так и не было существенных уступок. США, например, с 2014 года отменили финансовые ограничения и запреты на поездки в отношении Кубы, хотя не была достигнута первоначальная цель — заставить социалистическую республику перейти к представительной демократии. Roberto Anania / EyeEm / Getty Точно так же Европа в 2002 году отказалась от своих санкций против Судана, которые были введены после военного переворота в 1989 году, хотя со стороны пришедшего к власти режима там продолжались нарушения прав человека и ущемления свобод. Впрочем, это не тренд, а лишь статистика. То есть это не означает, что подсанкционная страна всё равно рано или поздно получит поблажки, даже если её власти проигнорируют требования. На практике санкции могут отменять не дожидаясь результата, когда затраты на то, чтобы сохранять эти санкции, больше, чем возможные выгоды от достижения санкционных целей. Но, конечно, эта простая схема применима далеко не для каждого случая. В расчёт принимаются многие другие факторы. Например, репутационные: в 2018 году администрация Дональда Трампа вернула американские санкции против Ирана, решив, что рано выводить из изоляции «страну-изгоя», с которой у США до сих пор разорваны дипломатические отношения. Проще ввести, чем отменить В целом, как показывает опыт, ввести санкции гораздо проще, чем отменить, сделали вывод исследователи GIGA. Часто процесс отмены сильно растягивается во времени и бывает очень непоследовательным. Они приводят такие факты: Санкции против конкретных лиц и фирм — а ЕС, США и даже ООН прибегают к ним всё чаще — отменяются очень долго: нужны буквально пошаговые действия, чтобы удалять людей и компании из так называемых чёрных списков. Евросоюз, например, сокращал чёрные списки чиновников и компаний Зимбабве в течение четырёх лет — с 2010-го по 2014-й. Медленное снятие санкций было более чем в 43% случаев. Читать также: Миро раскритиковала Сутулову за жалобы на нехватку денегПрекращение санкций ООН против Кот-д’Ивуара и санкций США против Мьянмы в 2016 году шло постепенно, в ответ на события на местах. Лишь менее чем в трети случаев санкции, введённые против кого-то с разных сторон, снимались в одном и том же году. В случае с Зимбабве ЕС и США отменяли санкции с разной скоростью. Так же было с Ираном: по ходу переговоров по ядерной сделке Европа постепенно отменяла свои ограничения, но в США считали уступки Тегерана недостаточными для послаблений. Getty Санкции могут годами оставаться формальностью, как бы «забытыми». Например, против Китая с 1989 года действует эмбарго Евросоюза на поставки оружия. По факту оно уже практически никак не мешает оружейным сделкам. Но формально санкции остаются в силе, потому что в них не прописан механизм пересмотра или снятия, который обязывал бы политиков возвращаться к этой теме. Санкции против России Опыт показывает, что лишь немногие режимы санкций вводятся с чёткой дорожной картой по их отмене. Примером служат в том числе санкции против России в связи с событиями 2014 года. Их первоначальная цель — отменить присоединение Крыма — очевидно была недостижимой, но никакого другого способа избавиться от этих мер не рассматривалось. В случае нынешних санкций против России зарубежные специалисты тоже указывают на то, что они принимаются на сильных эмоциях, при отсутствии чёткой формулировки целей и условий снятия. Например, эксперт по международным отношениям Дэниел Дрезнер, который, по его словам, больше половины жизни исследует экономические санкции, написал в The Washington Post в марте, что за нынешними мерами стоят гнев и ярость, желание наказать. Но нет дорожной карты и условий отмены. При таком раскладе получается, что санкции лишь усиливают страдания обычных россиян без какого-либо представления о том, что это даст, заключает он. РИА Новости / Виталий Белоусов Так же рассуждает научный сотрудник американского Института исследований внешней политики Максимилиан Хесс. Пока очевидно, что санкции никак не действуют на власти РФ, но рушат привычную жизнь обычных людей. Поэтому крайне важно, чтобы были поставлены внятные условия для снятия санкций, подчеркнул он в статье на сайте Al Jazeera. 16 марта госсекретарь Энтони Блинкен заявил в эфире NPR буквально следующее: «Если [спецоперация] закончится, и украинская независимость, территориальная целостность, суверенитет будут восстановлены, то многие санкции, которые мы сейчас используем, чтобы достичь этого результата, конечно, прекратятся». При этом он добавил, что для выхода из-под санкций этот результат должен быть необратимым: «Мы должны быть уверены, что того, что сейчас происходит, не повторится, ни через год, ни позже». Подпишитесь на канал в Telegram подписаться