Вильнюс жаждет сделать из Калининграда осажденную крепость, играя ва-банк
После возможного запрета калининградского транзита Литве придется пустить свою железную дорогу и портовые мощности на металлолом
В Калининграде опасаются, что Литва может полностью запретить транзит в регион, заявил губернатор региона Антон Алиханов.
«Если бы у нас не было опасений, мы бы в конце 2016 года не принимали решение, что паромы необходимо строить. Конечно, есть», — сказал он РИА Новости, отвечая на вопрос о том, есть ли у властей Калининградской области опасения относительно транзита.
Запрет на транзит по своей территории товаров, попавших под санкции Евросоюза, в Калининградскую область Литва ввела в середине июня. Разблокировали его только после разъяснений Еврокомиссии, согласно которым запрет на автоперевозки был сохранен, а железнодорожные контролируются, кроме того, введены квоты на перевозку подсанкционных товаров.
Калининградские власти продолжают добиваться отмены введенных квот, однако переговоры идут сложно, сказал Алиханов. При этом он считает, что железнодорожный и портовый комплекс Литвы не может существовать в отрыве от транзита в Калининград и торговли с Россией.
«Вообще весь транспортный комплекс Прибалтики, а особенно Литвы, зависит от того уровня взаимодействия, который у Литвы есть с Российской Федерацией и с Китаем. Если вдруг этот уровень взаимодействия сойдет вообще в ноль, то Литовской железной дороге останется жить, может, года два в режиме пригородной электрички», — заявил губернатор.
Именно поэтому, по его мнению, Литва разрешает транзит в Калининград, однако, если его запретят, то для Вильнюса «экономика вся закончится, года через два-три они начнут потихонечку резать свою железную дорогу на металлолом», подобная судьба ждет и порт в Клайпеде.
Альтернативные поставки грузов в Калининградскую область осуществляются паромами через Балтийское море. Сейчас на линии работает 18 судов, благодаря чему очереди на паром удалось ликвидировать, однако требуется еще два парома для перевозки грузовых автотранспортных средств. Как сообщил губернатор, из-за непредсказуемого поведения Литвы многие калининградские грузоотправители боятся использовать железную дорогу и уже переориентировались на морские перевозки.
Он также сообщил, что сейчас власти подсчитывают ущерб от введенных ограничений, чтобы предъявить претензии в рамках ВТО.
«На наш взгляд, эта ситуация является грубым нарушением обязательств Литвы и Европы перед Россией по обеспечению беспрепятственного транзита грузов в Калининград и из него. И мы формируем расчеты по тому ущербу, который они наносят, для того, чтобы предъявить его потом», — отметил Антон Алиханов.
Губернатор региона добавил, что предварительной оценки ущерба пока нет, однако в него планируется включить дополнительные расходы на перевозки, а также недополученную прибыль.
Отметил он и усложнение Вильнюсом процедур получения упрощенных транзитных документов (УТД) для жителей региона, в результате чего возможности проехать по территории Литвы на личном автотранспорте у калининградцев «практически нет».
Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко напомнил, что было заключено соглашение между Россией и Евросоюзом, а не Россией и Литвой, об упрощенных документах для транзита по литовской территории.
— Сейчас Литва ужесточила порядок выдачи этих документов. Запрашивать этот документ можно только при определенных условиях, расширили число вопросов, которые предполагались, но не были обязательны. Это вызывает озабоченность.
Думаю, Антон Алиханов правильно бьет тревогу, чтобы не последовали дальнейшие ужесточения, в частности, в отношении транзита грузов. Думаю, в нашем МИДе это уже учли, и представительством при Евросоюзе уже сделаны соответствующие запросы и разъяснения.
Литва — не участник договора. Она только исполнитель. Их территория — это территория исполнения договора. Если они вводят транзит, то вмешиваются не в свою сферу. Такая попытка у них была недавно, но было наше обращение в Еврокомиссию и Евросоюз в целом. Литва добивалась, чтобы ЕС принял решение о запрете транзита, но ей отказали. Тогда она стала добиваться, чтобы разрешили интерпретировать санкции, в частности, что нельзя использовать территорию Литвы для доставки санкционных грузов, но речь идет об экспортных или импортных операциях, а грузы в Калининград и обратно в эту категорию не попадают, потому что перемещаются из одной части России в другую. Это не экспорт и не импорт.
«СП»: — Если будет решение, допустим, Брюсселя, и Литва закроет транзит, каковы последствия для той же Литвы, которая экономически явно пострадает?
— Если брать карандаш и считать экономические «за» и «против», то в ВВП Литвы примерно 11−12% — это ж/д транспорт, а в нем более 40% — транзит. То есть это все придется минусовать из литовского бюджета. Это если подходить по-хозяйски. Если подходить истерично, как это делают литовцы, то теоретически они могут объявить о запрете транзита.
«СП»: — Чем мы сможем ответить?
— Повторюсь, соглашение заключено между Россией и ЕС. Если оно нарушается, то для нас это нарушение Евросоюзом своих обязательств, а значит, мы может принять меры против всего ЕС, то есть на наш выбор против любой его страны.
Мы, например, можем принять разные меры, касающиеся газа, нефти, редких металлов и прочего.
Надо учитывать, что когда мы говорим о несамостоятельности Прибалтики — это не фраза, это действительно так. У каждой страны есть официальный куратор: у Эстонии — Великобритания, у Латвии — Канада, у Литвы — Германия. Любые искажения в литовском пространстве задевают германские интересы.
Главный специалист Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, к.г.н. Юрий Зверев полагает, что в одностороннем порядке, «не посоветовавшись со старшими товарищами в Брюсселе и особенно в Вашингтоне», на блокировку транзита Литва не пойдет.
— Не в Вильнюсе это решать будут, а что взбредет в голову дедушке Байдену… Литва все-таки член НАТО, член Евросоюза и, кстати, калининградский транзит регулируется не Литвой, а решением Евросоюза. Не думаю, что Литва пойдет на это в одностороннем порядке.
Возможно в дальнейшем, при эскалации ситуации на Украине, если, не дай Бог, будет прямое столкновение России и НАТО, все может быть.
«СП»: — Чем Россия сможет ответить в случае заморозки транзита?
— Вряд ли военными действиями. Но даже губернатор говорил, что у нас есть в конечном счете морской транзит, количество судов может быть увеличено. Есть воздушный транспорт.
В конечном счете, Литва решила выстрелить себе в ногу. Порты-то загружать надо. Транзитные грузы, в том числе китайские, казахстанские, в порты в значительной степени идут через территорию России. Сейчас они идут, а могут и не идти. Насколько помню, интересы Белоруссии не учли, а это большая потеря для Клайпедского порта, там у белоруссов даже свой терминал по перегрузке был.
Найдется, чем ответить. Как вариант, ограничение движения грузов в направлении Литвы через территорию России. К тому же Белоруссия наш союзник, думаю, мы договоримся. После этого железную дорогу вместе с портом закрывать можно будет. Есть и другие варианты.
Если хотят жить в нищете, ради Бога.
«СП»: — То есть действуют по принципу «назло бабушке уши отморожу»?
— Они так и действуют. Вспомним замечательную историю, когда они вступали в Евросоюз и закрыли Игналинскую АЭС. И что теперь? Собирались строить свою, так и не построили. И до последнего момента закупали электроэнергию в Калининградской области.