Юрий Афонин: Нужна ли России государственная идеология?
Три слагаемых победы в новых исторических обстоятельствах: социальная справедливость, патриотизм, народовластие
Недавно на Петербургском юридическом форуме случилось примечательное событие: сразу два высокопоставленных представителя российской исполнительной власти поставили под сомнение полезность 13-й статьи Конституции РФ, исключающей наличие в стране государственной идеологии. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что в России идеология была всегда и нужна сейчас. Его поддержал глава Минюста Константин Чуйченко, сказав, что с 13-й статьей «придется решить».
Это очень серьезный поворот в мышлении нашей власти. Чем его объяснить? Только одним: Россия оказалась в таких исторических обстоятельствах, что без глубоких изменений в сфере идеологии мы не можем выстоять и победить.
Хочу подчеркнуть принципиальный момент: власть имущие пришли к этому выводу не потому, что в Российской Федерации не было государственной идеологии, а вот теперь они поняли, что она нужна. На самом деле государственная идеология была. Представители власти заговорили о необходимости идеологических изменений, потому что прежняя государственная идеология потерпела крах.
Для начала давайте определимся с фундаментальным вопросом: а может ли вообще общество жить без идеологии? Со времен перестройки нам очень много рассказывали, что это возможно. Дескать, от идеологии — в основном вред, надо просто дать жизни идти своим чередом. Но это чушь.
У человеческого общества всегда есть та или иная идеология. Это одна из вещей, которая отличает человека от животного. Как только человек выделился из животного мира, как только появилось человеческое общество, вместе с ним появилась и идеология. Иначе общество просто не могло бы существовать и функционировать.
Почему? Да потому, что идеология — это по большому счету и есть понимание, как должно быть устроено общество, как должны вести себя в нем люди. А также обоснование: почему должно быть именно так, а не иначе.
Пример. В обществе всегда есть средства производства. Кому они должны принадлежать? Ответ дает идеология. В первобытном обществе идеология устанавливала, что средства производства (прежде всего важнейшее для той эпохи средство производства — земля) должны принадлежать всей общине. Потом появились общества, основанные на частной собственности, — рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Их идеология решала этот вопрос по-другому: что средства производства могут и должны принадлежать частным лицам. Затем на новом витке спирали исторического процесса появился социализм, идеология которого снова установила, что средства производства должны быть общей собственностью — артели, колхоза, социалистического государства. И этот подход принес колоссальный прогресс, стремительное развитие.
Или возьмем семью. Большинство идеологий считает, что в основе семьи — союз мужчины и женщины. Но современная западная идеология твердит, что нет, дескать, это может быть союз мужчин, женщин, трансгендеров, гендерфлюидов и так далее. Таким образом, устройство семьи — это тоже вопрос идеологии.
Идеология регулирует и отношения народа с другими народами. Например, фашистская идеология постулирует, что один народ выше других. И что «высший» народ может уничтожать другие этносы, как животных, расчищая для себя «жизненное пространство». А есть идеология пролетарского интернационализма, которая говорит, что все народы — братья, «пролетарии всех стран, соединяйтесь». На основании этой идеологии 70 лет существовал многонациональный Советский Союз. То есть и эта сфера регулируется идеологией.
Очевидно, что без идеологии устроить жизнь общества просто невозможно.
Но, может быть, идеология должна быть только частным делом? Может, государство не должно вмешиваться в идеологическую сферу? Это тоже нелепо. В современном обществе государство — мощнейший актор. Оно фактически влияет на все. В том числе, конечно, и на идеологию. Стоит государству устраниться от этой роли, как в идейную сферу общества начнут влезать другие государства, зачастую враждебные данной стране. Поэтому на самом деле та или иная государственная идеология есть у любого государства. Но у Российской Федерации эта идеология сейчас терпит крах.
Что это за идеология? Это буржуазная либеральная идеология, которая была заимствована с Запада и которую нам 30 лет навязывали как истину в последней инстанции.
Можно написать в Конституции, что в стране нет государственной идеологии. Так и сделали в российском Основном законе 1993 года. Но эта норма на самом деле никогда не выполнялась. В реальности государственная идеология была, и она откровенно навязывалась обществу через государственные СМИ, через систему образования. И это была именно идеология либерализма.
Сколько раз за последние 30 лет мы слышали, что, дескать, государство как собственник неэффективно, и поэтому заводы, фабрики, месторождения должны быть в руках частных лиц? Тысячи раз! От чиновников разного уровня, с экранов телевизоров, из радиоприемников, из газет, из каждого утюга! И эта идеология проводилась в жизнь в виде многих раундов приватизации.
Сколько нам твердили, что государство не должно вмешиваться в экономику? Что рынок все урегулирует. Что предприятия, которые разоряются, просто были неэффективны, поэтому нечего о них жалеть. Под эту дуду разорили десятки тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Нам также говорили, что безработица — это нормально, дескать, без нее не обойтись. Что самое страшное — это инфляция, поэтому надо «стерилизовать» денежную массу, складывать деньги в разные «кубышки» и стабфонды.
Вот все это и есть идеология либерализма, которая навязывалась государством и им же проводилась в жизнь.
Давайте это четко зафиксируем: государственная идеология у Российской Федерации была, но она рухнула. В чем это выражается? В очень многом. В том, что Россию так и не взяли в состав Запада. А ведь как российские чиновники и капиталисты к этому стремились! Россию не просто не взяли к себе — в привилегированный западный клуб, но еще и ограбили, отобрав финансовые резервы в западных валютах и ценных бумагах. Крах также в том, что экономика страны, которую развивали в рамках либеральной идеологии, оказалась очень плохо готова к нынешним испытаниям. Мы подошли к порогу СВО и западных санкций, производя в 15 раз меньше станков, чем РСФСР в 1990 году, и в 20 раз меньше подшипников. Это означает, что наше машиностроение на самом деле не наше. В результате у нас в прошлом году фактически прекратило работу гражданское авиастроение, а производство автомобилей упало в 3 раза. И таких примеров множество.
Проблема также в том, что либеральная идеология — западноцентрична. Запад объявляется образцом правильного государственного и общественного устройства. Западные ценности провозглашаются универсальными. За Западом признается главенствующая роль в международных отношениях. Незападные страны, принявшие либеральную идеологию, привязываются к Западу в виде зависимой периферии. Конечно, просто невозможно сколько-нибудь успешно бороться с западным империализмом, оставаясь в идеологической и духовной зависимости от него. Нужна «национализация» духовно-идеологической сферы.
Если идеология, которую нам подсунули 30 лет назад, не может принести России ничего хорошего, конечно, ее надо менять. Нужна новая идеология развития страны. И мы можем подсказать, какая. Три главных основы этой идеологии мы формулируем так: социальная справедливость, патриотизм, народовластие.
Надо понимать: невозможно просто сесть и придумать на пустом месте новую государственную идеологию. Точнее, придумать можно, но она останется мертворожденной, никого не привлечет и не объединит. Нужно, чтобы идеология на что-то опиралась, была связана с историей страны и народа.
Мы, российские коммунисты, указываем, где надо искать идеи для новой государственной идеологии. Прежде всего — в советском периоде нашей истории. Потому что тогда мы фактически были лидерами мирового развития. Мы были максимально самостоятельны в духовной сфере, в сфере смыслов. Более того: мы предлагали всему миру привлекательную альтернативу развития. А всякие попытки создать новую госидеологию без опоры на блестящий советский период нашей истории обречены на провал.
Безусловно, внесение в Конституцию поправки о государственной идеологии станет только первым шагом на пути идейного выздоровления и «национализации» духовной сферы. Серьезные изменения в сфере идеологии невозможны без изменений в экономическом базисе.
Можно провозгласить социальную справедливость, но она будет пустым звуком, если большая часть собственности страны останется в руках нескольких сотен олигархических семей. И какая может быть социальная справедливость, если сейчас даже самый крупный предприниматель платит фактически такой же подоходный налог, как медсестра и учительница? Можно записать в Конституцию патриотизм, но о какой патриотической политике может идти речь, если капитал утекает из страны сотнями миллиардов? В прошлом году, по официальным данным Центробанка, из России утекло 260 миллиардов долларов — это рекорд за все время наблюдения.
Идеологический поворот станет реальностью, только если он будет происходить вместе с изменениями социально-экономического базиса общества. Собственно, это и предлагают сегодня российские коммунисты.